Все о творчестве и бизнесе гримеров!

Rambler's Top100
  • Партнеры:

Старость на заказ (Татьяна Демидова)

30.04.2003, Ваш досуг

Они не знают жалости. В считанные минуты наставят синяков, лишат зубов, изуродуют лицо так, что родная мама не узнает... Потому что у них такая профессия – театральный гример.

Для спектакля «Синьор Тодеро – хозяин» художник-гример театра «Сатирикон» Татьяна Дорогова превратила Константина Райкина в безобразного столетнего старика. За что и получила первую театральную премию «Чайка» в номинации «Умелые руки». Впечатленный увиденным корреспондент «ВД» решил докопаться до секретов гримерского ремесла.

– Таня, расскажите, какие способы «старения-омоложения» использует гример?

– Чтобы сделать морщины, на лицо накладывают серовато-землистый тон и уже по нему рисуют живописные морщины. «Лишние» зубы замазывают специальным черным лаком. Если по роли необходимы зубы, «изъеденные кариесом», используют коричневый лак. Раньше приходилось накладывать на зубы грим и закреплять его клеем. Это, как вы понимаете, здоровья зубам не прибавляло.

«Омолаживают» с помощью подтяжек: приклеивают две ленточки и закрепляют их на затылке. С помощью пластического грима можно сделать лицо «глянцевым» или, наоборот, превратить его в «печеное яблоко». Даже овал лица изменяют – с помощью специальных резиновых накладок.

Шрамы и ожоги – это специальная паста, которая накладывается на лицо или тело и, застывая, приобретает необходимые зловещие формы.

Накладные брови крепят выше настоящих, которые замазывают тоном. Для создания романтичной трехдневной небритости на лицо наносят специальную пасту и посыпают ее крохотными волосками.

Лысины бывают накладными. Когда нужна абсолютно лысая голова, волосы убирают под шапочку, похожую на купальную. Чтобы изменить форму носа, изготавливают резиновый макет, крепят его на настоящий нос клеем и маскируют «место стыковки» тональным кремом.

– А вдруг накладной нос отвалится во время спектакля?

– В моей практике такого не было. Но на всякий случай я перед выходом актера проверяю, как закреплены накладки, а во время спектакля дежурю за кулисами с тюбиком клея.

– Гримы для театра и для кино чем-то различаются?

– Театральный грим грубее, ведь зритель видит актеров издалека. То же относится и к накладным усам и бороде. В театре усы будут выглядеть как настоящие, а на экране крупный план сразу выдаст, что они искусственные. Там необходим особый материал – нежная газовая ткань.

– Ваша профессия называется гример-пастижер. Что это значит?

– Пастижер шьет парики, усы, бороды, шиньоны. Парики и шиньоны мы заказываем в мастерских. А усы, бороды и брови делаем в театре. Впрочем, вот этот паричок я сшила сама.

– И пришивали каждую волосинку отдельно?!

– Да, конечно.

– Сколько же на это ушло времени?

– Недели две.

– А где вы берете волосы для париков?

– Покупаем, берем у родных и знакомых. Иногда я использую свои волосы. Видите, какие они неровные?..

– Гример – профессия редкая. Как случилось, что вы выбрали именно ее?

– Я выросла в театре. Моя мама тоже гример, работала в «Сатириконе», на телевидении, на съемках многих фильмов, включая «Двенадцать стульев». Я окончила театрально-художественное училище по специальности «художник-гример». И выбрала театр.

– Вы сами решаете, как будет выглядеть тот или иной персонаж?

– Образ героя создается совместными усилиями режиссера, актера, художника по костюму и гримера. Я читаю пьесу, прихожу на репетицию, смотрю, что происходит на сцене. Думаю, как может выглядеть герой. Образ характерного персонажа делать гораздо интереснее, чем образ героини. Чем сложнее задача и заковыристее грим, тем лучше! В начале спектакля «Там же, тогда же…» Леонида Трушкина главному герою (его играл Константин Райкин) двадцать лет, в конце – под семьдесят. Чтобы «состарить» его, у меня была всего пара минут, пока меняли декорации. Нужно было снять усы, наклеить другие, нарисовать морщины, добавить седины в волосы. В это же время костюмер должен был переодеть артиста. Мы репетировали с секундомером. Это было здорово!

– Кто делает грим, если вы заболеете?

– У нас в театре четыре гримера. Каждый работает над своим спектаклем. И, даже заболев, приходит на работу – в повязке. Уважительной причиной для отсутствия на рабочем месте могут быть только белые тапочки...