Все о творчестве и бизнесе гримеров!

Rambler's Top100
  • Партнеры:

Техника грима. Из книги Ю.Писаренко 'Хрестоматия актера. Мимика. Грим. Движение. Речь'. Теакинопечать, 1930

Краски, их достоинства и недостатки

Следует предупредить гримирующегося, что нужно, по возможности, избегать красок, предлагаемых в жестяных коробках; они в большинстве случаев вредны, уже потому, что открытая коробка пылится, а также потому, что парикмахеры, или теперь кустари, не имея аппаратов для очищения сала, приготовляют краски на неочищенном и недезинфицированном, обыкновенном говяжьем сале, которое быстро загнивает и может не только испортить кожу, но и произвести заражение крови. Подобные случаи бывали.

Несмотря на то, что всюду принято гримироваться готовыми красками, и краски эти можно достать почти повсюду, приводятся способы самостоятельного приготовления и рецепты красок. Предлагается это для тех, кто захочет приготовить их сам, а также для специалистов по гриму, которые, наверно, сумеют оценить преимущества красок, приготовляемых по предлагаемым рецептам, как по качеству, так и по дешевизне.

За последнее время благодаря тому, что лейхнеровские краски, которые считались лучшими, очень редки, - распространились краски, пудры, губная помада и т. д., главным образом изготовляемые кустарями.

Такие краски обыкновенно находятся в специальных жестяных коробочках и по цвету близко подходят к карандашам Лейхнера и, во всяком случае, имеют ту же градацию и номера. (Выписывать: Москва, Тверская, 19, магазин "Сцена и экран").

Краски Лейхнера обыкновенно заключены в небольшую картонную коробку; набор состоит из двух и более толстых и шести тонких карандашей, обтянутых бумагой. На номера этих карандашей мы и будем ссылаться в дальнейшем, тем более, что наши кустарные краски, как было сказано выше, приближаются к ним как к образцовым.

Из красок, находящихся в такой коробке, опытный гример может составить все необходимые для грима тона. Коробка содержит в себе, как выше сказано, два общих тона для всего фона лица: №2 - для молодой женщины 20 - 25 лет и для юноши; № 3 - для человека средних лет и для пожилой женщины. Такие же общие тона бывают отдельно в палках, вдвое больших по объему, чем в гаранитурной коробке. №№ 4, 5 и 6 - для стариков, причем карандаши занумерованы так, что возрастающий номер тона должен соответствовать возрасту, вплоть до № 6. Это назначение перечисленных номеров, конечно, не исключительное: загорелое молодое лицо, например, можно загримировать, воспользовавшись № 3 и № 4.

Далее в коробке имеются 6 карандашей следующих цветов: черный для подводки глаз и прибавления его в другие тона при смешивании. В чистом виде он употребляется очень редко, вообще его нужно избегать, так же как в живописи избегают черного цвета, которого в природе собственно не существует. Белый идет для высвечивания морщин, подкраски волос - своих и парика (седина), для внешнего уголка глаза при увеличении последнего, для всякого рода бликов, для мешков под глазами, для выпрямления носа (в редких случаях), а в смешанном виде для самых разнообразных целей. Светло-красный вообще довольно редко употребляется в гриме. Им подводят нижнее веко, когда нужно показать старый, воспаленный глаз, а с примесью темно-красного рисуют губы; когда свои темные, яркие брови нужно сделать более мягкого тона при светлой растительности блондина; в редких случаях он идет на окраску носа, сильного (пьяного) румянца в виде пятен.

Темно-красный (малиновый), коричневый и серовато-синий - эти три тона мы назовем теневыми. Как уже показывает само название, они употребляются, помимо специального своего назначения, для теней (впадин) и морщин. Нужно только эти три тона разделить таким образом: 1) коричневый и серо-синий употребляются для всякого рода смешиваний, для впадин и проведения морщин на лице бескровном, худом, болезненном; 2) темно-красный, наоборот, знаменует присутствие крови и служит также для обозначения впадин, теней и морщин на лице здоровом, полном крови - смешивают все три теневых краски и получается удачный для теней тон.

Кроме того, существуют краски, которые следует иметь помимо указанной коробки. Это - губная помада, необходимая для окраски губ на молодом лице, - яркости ее не достичь при помощи имеющихся красных тонов; два тона синих - светло-синий и темно-синий - для подводки молодого глаза. Имеющаяся же серо-синяя краска уступает им во многом так же, как оба тона красной не дадут ярокого приятного тона губной помады (кармин). Приобрести эти синие тона готовыми, к сожалению, сейчас почти невозможно, их можно или сделать самому или же получить случайно.

Губная помада выпускается двоякого рода: одна употребляется в жизни, она содержит мало краски и много смягчающего вещества - для грима она непригодна, другая специально гримировальная, яркая губная помада, она бывает самых разнообразных сортов и оттенков, - от самого светлого до малинового тона.

Как дальше увидим, лучше гримироваться кистями, а не растушевками, а потому для удобства необходимо купить маленькую фарфоровую палитру-дощечку с углублениями, которая обыкновенно употребляется для акварели. Углублений этих должно быть не менее шести и не более десяти, лучше же всего палитра, по числу красок, в восемь отделений (углублений круглых или прямоугольных, - безразлично). Можно иметь отдельные помещения для каждой краски, фарфоровые или стеклянные. В те или другие помещают имеющиеся краски, кроме общих тонов, выдавливая их из бумажной оправы на фарфор. Очень удобно сделать или заказать тоненький деревянный ящичек как раз по калибру палитры и оставить место для кистей, а вместо крышки вправить зеркальное стекло на рамке; этим краски будут предохранены от доступа пыли, а стекло будет служить палитрой для растирания красок.

Палитры или отдельные блюдечки продаются в магазинах рисовальных принадлежностей.

О пудре

Прежде чем указать все существующие сорта и цвета пудры, необходимо выяснить ее назначение. В жизни пудра употребляется (косметическая пудра) для того, чтобы избежать неприятного блеска лица, частью благодаря излишнему выделению жировых веществ, частью благодаря консистенции самой кожи. В гриме роль пудры такова же, как и в жизни. Чрезмерный блеск жирных красок, который создает всевозможные отсвечивания, лишние перемежающиеся блики, а также резкие штрихи и переходы - все это смягчается под умело положенным слоем пудры.

Пудра бывает жирная и сухая; первая употребляется обыкновенно в жизни, вторая на сцене.

Жирная пудра лучше ложится на сухое лицо и не так быстро слетает, а сухая, наоборот, лучше пристает к лицу, влажному от жирных красок. Жирная пудра содержит в себе краску (белила чистые или с примесью других красок). Цветная жирная пудра на сцене употребляется лишь в исключительных случаях только тогда, когда лицо гримирующегося обладает такой белизной, которая не потеряется даже на сцене и позволяет обойтись без общего тона. (Известно, что лицо незагримировацного человека, при желтом освещении сцены, из публики кажется зеленовато-коричневого, мертвого неприятного цвета.) Таким образом пудра заменяет общий тон. (В этом случае цвет жирной пудры розовый.) Итак, роль жирной пудры в гриме незначительна.

Сухая пудра, менее безвредная, имеет большое применение в гриме.

Цвет сухой пудры бывает также различный.

Белая рисовая пудра, самая безвредная, употребляется как в гриме, так и для очистки лица от излишнего жира после грима. Рисовая - исключительно в молодом, преимущественно женском гриме, где требуется большая нежность и мягкость тона; из розовых пудр рекомендуется недорогая и в то же время приятного тона, так называемая "бархатная" "Ралле", в высоких красных картонных коробках. Желтая пудра, как и розовая, бывает разных оттенков - от самого бледного до более темного, что объясняется большею или меньшею примесью краски. Желтая пудра употребляется при старом гриме, там, где нужно достигнуть бесцветности лица.

Некоторые смешивают все три сорта пудры (розовы% белый и бледно-желтый) и пудрятся такой' пудрой в жизни и на сцене. Против этого оригинального способа, как и за него, сказать нечего.

Существуют еще цветные пудры для волос, посредством которых можно изменить цвет волос, не надевая парика. Об этом будет сказано отдельно. Составы и ре* центы всевозможных пудр приводим ниже.

Румяна - жидкие и сухие

Жидкие румяна не что иное, как та же самая жирная краска соответствующего тона; чаще всего употребляют для этой цели губную помаду или светло-красную краску.

Румяна жидкие употребляются чаще, особенно людьми близорукими, в силу необходимости; они не могут отодвинуться от зеркала на некоторое расстояние и равномерно распределить румян. О жидких румянах говорить не будем, так как все относящееся к сух,им румянам, касается, разумеется, и румян жидких.

Румяна сухие существуют разных видов: в порошке и: особо приготовленные на фарфоровой пластинке. Румяна в порошке на сцене употребляются редко и предлагаются только самыми захолустными парикмахерами. Румяна же на фарфоре очень удобны и практичны (они приготовлены в твердом виде и не высыпаются), к тому же они и не дороги. В продаже они распределены по номерам; чем меньше номер, тем бледнее их тон. Средний № 24, бледнее тон № 18, а № 28 - это уже румяна настолько сильные, что неопытный, гример должен остерегаться их. Если не представляется воз* можным иметь две-три коробки из отмеченных номеров румян, то следует взять более мягкий, нежный тон; для нежного женского грима более пригоден № 18, а для мужского №№ 20-24.

В продаже встречаются как дешевые, так и дорогие румяна. Дорогие - более приятного и естественного тона, что объясняется доброкачественностью их состава, так как в них входит настоящий кармин, а не суррогаты. Следовательно пренебрегать дорогими румянами, в особенности женщинам, не следует.

Замазка для бровей. Брови неправильной формы или неправильные по своему положению часто приходится замазывать, частью или целиком. Для этого употребляется замазка для бровей - светло-розовая краска, сгущенная особым образом для того, чтобы она ложилась более толстым слоем и толщиной этого слоя скрывала волоски бровей. О составе и способе ее приготовления сказано в отделе рецептов.

Примазка для париков" так же как и замазка для бровей, не что иное, как сгущенный общий тон, назначение которого скрыть рубец, образуемый париком при соединении с кожею лба. Своим толстым слоем примазка сравнивает парик со лбом и делает переход незаметным. Примазка бывает таких же оттенков, как и общие тона.

Свет и тень

Темные и светлые тона относительны, смотря в каком тоне сделан грим. Одна и та же краска в одном случае может быть теневой краской (тенью), в другой - светлой (светом).

Темно-красный, коричневый и сине-серый в большинстве случаев тона теневые (тень). Черный цвет в чистом виде почти не употребляется, а лишь примешивается в темные тона для усиления краски. Красный и синие тона в разделение категорий не входят, как специальные.

Светлые тона (свет) - это все общие тона (№№ 1, 2, 3) и белый, в чистом виде или примешанный к №№ 1, 2, 3. Если твердо помнить главную формулу о гриме - все светлые тона приближают и у.толщают (расширяют), а все темные удаляют и суживают, - то пользование первой и второй категорией тонов само собою ясно. Нельзя нарисовать блик на том месте, где он существовать не может, ибо нельзя показывать впадину, противоречивую человеческой природе. Избегнуть этого можно, только зная строение своей головы и имея познания по анатомии строения черепа и мышц.

О количестве красок на лице

На лицо нужно класть возможно меньшее количество красок: тот грим лучше, на который красок затрачено меньше. Чем меньше на лице положено красок, тем меньше стеснена мимика лица и тем свободнее могут проявляться мимические движения; когда же помимо красок приходится прибегать ко всякого рода налепкам и наклейкам, то нечего и говорить, что они страшно мешают мимике. К счастью они чаще всего употребляются в небольших эпизодических ролях. Б которых можно пожертвовать разнообразием мимики в пользу резкого впечатления, произведенного одним внешним обликом.

Влияние света на грим

Сотни ламп сцены льют на актера свои искусственные лучи, и в этом концентрированном свете лицо актера принимает своеобразную окраску, совершенно изменяющую обычное выражение его лица.

Лучи, падающие на нас в жизни, обыкновенно идут сверху. На сцене актер одновременно освещается с трех сторон - сверху, снизу, а иногда и с боков.

Освещение сверху, с софитов, наиболее слабое, как самое удаленное от актера; сильнее боковое освещение и, наконец, самый сильный свет рампы, ближайшего к актеру источника света. Это освещение диаметрально противоположно естественному верхнему свету. Свет, падающий на актера снизу от рампы, бросает на его лицо световые пятна там, где их-'не должно быть. Если бы наши сценические упражнения производились при обычном дневном свете, то и тогда обойтись совсем без грима не удалось бы, потому что в театре с его условностями хочется видеть красивые яркие лица, такие же яркие и прекрасные, как и костюм, с такими же глубокими глазами, как они нам представляются часто в воображении.

Отдаленная от глаз сцена, но сильно освещенная, кажется сравнительно близкою и, наоборот,-скудно освещенная, как бы отодвигается от зрителя. Из этого мы заключаем: чем больше света на сцене, тем чище и нежнее должен быть грим, тем тщательнее должны быть разработаны переходы тонов, и, наоборот, чем на сцене темнее, темой должен быть резче и грубее.

Влияние света рампы

Гримирующемуся необходимо до начала работы подумать об освещении, при котором придется играть данный акт пьесы, так как одни и те же краски при разных освещениях совершенно меняются.

Можно произвести такой опыт. Положить обыкновенный молодой грим, затем вывинтить лампочки в своей уборной и заменить их цветными, или задрапировать лампы цветной бумагой соответствующих тонов, или же надеть цветные очки, употребляемые декораторами, тогда будут заметны следующие перемены в одном и том же гриме.

Красный свет (заря, пожар) поглощает все светло-крас-чые цвета, а темные тона усиливает, например, подводку глаз, коричневый цвет. Лицо, достаточно нарумяненное при обыкновенном освещении, при красном выглядит совершенно белым, безжизненным. Поэтому помимо румян приходится при этом усиливать и окраску рта (губной помадой). То же самое нужно помнить и о рыжеватых волосах.

Синий свет (луна, - синее стекло перед рефлектором)- бледный грим и румяна становятся фиолетового цвета; их рисунок выделяется ярче и отчетливее. Следовательно ру-мянами и красной краской нужно при этом пользоваться весьма умеренно. Синие же краски (подводка глаз) поглощаются синим светом и потому их нужно усиливать и подтемнять.

В действительной жизни, при свете луны, лицо тоже бледнеет, стало быть нужно подправлять грим, только касающийся рельефов и впадин, но не цветовых эффектов.

Зеленый свет (теперь редко употребляемый на больших сценах, но в провинции еще часто встречающийся - должен изображать почему-то также луну) - самый неприятный и вредный в гриме. Мертвит лицо и делает его отталкивающим, неестественно-желтого цвета. Все темные краски грима - подводка глаз, окраска бровей, губ становятся резкими и неестественными. В этом случае нужно гримироваться вообще меньше, нежнее или смягчать весь грим более толстым слоем пудры.

Желтый цвет) стекла перед рефлектором (солнце) имеет много общего € зеленым тоном и требует гримирования лица в ярких красных тонах. Желтые краски поглощаются.

Теперь, если внимательно проследить влияние цвета рампы на грим, то можно вывести следующее правило: нужно дать преобладание тонам, тождественным с цветом освещения, рисуя их ярче, а остальные слабее. Другими словами, - недостаток (поглощение) одного пополнять избытком другого.

Все вышесказанное относится главным образом к электрическому освещению (лампочки накаливания), как к самому употребительному; говорить о газовом, спиртовом или керосиновом освещении не приходится, потому что, зная влияние цвета освещения на грим, легко сообразить, какое действие производит каждый из упомянутых родов освещения.

Говоря об освещении сцены, необходимо попутно сказать и об освещении уборных. Очень важно, чтобы свет в уборных был сильный и состоял из трех одинаковых по силе лампочек, из которых одна должна помещаться сверху зеркала, а две другие по бокам. Таким образом лицо гримирующегося будет освещено с трех сторон равномерно.

У нас почему-то принято гримироваться только при боковом освещении (двух ламп); большинство артистов забывают, что на сцене главный источник света сверху (верхние софиты). Поэтому необходи м_о прикрепить лампочку и над зеркалом. Собственно нужен свет и снизу, для воспроизведения рампы в уборной, но это сопряжено с большими трудностями, да и сама рампа постепенно уничтожается. Однако следует отметить, что одного желания артиста(ки) в этом отношении недостаточно. Забота об условиях, в которых приходится работать артисту, должна лежать главным образом на директоре и администраторе театра. Это они в целях общей художественной линии вверенного им театрального дела должны поставить актера в наилучшие условия работы.

Необходимо также различать лампочки угольные от так называемых лампочек экономических, сильно распространенных в настоящее время. Угольные лампы дают более мягкий желтоватый свет, а лампы накаливания яркий беловатый, близкий к дневному свету. Отсюда ясно, что лампочки экономические требуют не того резкого грима (при меньшем количестве красных тонов - румян), который потребен при желтоватом свете простых ламп.

Техника грима в связи с характером произведения

Именно теперь, когда все более и более на театре, добиваются единения стилей пьесы и исполнения, нужно обратить внимание на то, что характер произведения порождает и разную манеру грима в смысле его степени, силы и красочности. Например, в пьесах Чехова, где жизнь сплетается с теплыми акварельными тонами произведения, грим нужно стараться делать близким к жизни и притом выдерживать его в столь же мягких тонах, как и само произведение, избегая резких штрихов. Наоборот, бытовые пьесы Островского, Горького или героические пьесы современности обязывают артиста к сочным краскам и резким мазкам. Одним словом, необходима связь между характером произведения и характером исполнения грима.

Условное разделение гримов

Гримы можно разделять на типически е,, портретные и характерные. Характерный грим может быть просто типическим гримом, может быть карикатурным и даже отвлеченным. К гримам портретным относятся гримы исторических лиц, гримы под известных лиц, где творчеству мадо места, где знание техники грима и своего лица стоит на первом месте, в противовес гримам типическим, где художественная фантазия и творчество создают известный тип. Карикатурный грим возможен в буфонных пьесах (сатире и отчасти в комедии), будь то современное или классическое произведение, разница заключается лишь в стиле, степень же грима может быть и тут и там чисто карикатурного свойства. Грим отвлеченный применяется в произведениях, где имеется символика. Кроме того, часто применяют выражение "традиционный грим", например, Мефистофель, Пьеро, Коломбина и др. Это отнюдь не значит, что грим Мефистофеля во всех случаях должен быть одинаков и не претворяться через творческое понимание актера.

Иногда говорят еще про грим "лубочный", т. е. в стиле лубка; дать ему какое-нибудь точное определение очень трудно, так как лубок может быть русский, да еще и разного времени или, например, восточный лубок и т. д.

В общем же надо помнить, что, независимо от условных названий, грим должен быть всегда согласован со стилем пьесы и ее постановки и с характером роли.

Молодое лицо

Если внимательно изучить три лица, из которых одно изображает схему горя, другое схему радости, а третье схему спокойствия, то легко увидеть видоизменения мышц, которые придают известную характерность лицу радостному и лицу горестному. Все это нужно хорошо, усвоить, для того, чтобы уметь отличать разные движения мышц лица при мимике различных настроений.

Из сопоставления ясно видно, насколько изменился, например, глаз, как изменились брови, рот и пр.

Молодой грим мужчины и женщины безусловно один и тот же, разница, пожалуй, только в том, что лицо женщины нежнее и белее лица мужчины.

Общий фон. Как картина имеет фон (грунт), так и лицо, шея, руки артиста и артистки должны иметь один общий беловато-розовый фон. Тон этот накладывается непосредственно после подготовления кожи для грима.

Добродетель и благородство за редким исключением соответствуют физической красоте девушки или молодого человека, красота эта характеризуется прежде всего хорошим цветом лица - главным признаком здоровья и расцвета сил. Нет красоты без хорошего цвета лица. Теперь понятно, почему выбор общего тона дл^ молодого грима должен представлять одну из самых важных забот артиста или артистки.

Общий тон молодого лица: Лейхнер №№ 1, 2. При накладывании общего тона особенно важно знать все впадины и выпуклости своего лица и их глубину. Общий тон накладывается средними пальцами обеих рук на все лицо (глазные впадины, нос, шея, мелкие морщины), но не везде равномерно х). Все более впалые части лица (височные впадины, скуловые, подбородочная и др.) покрываются более густым слоем общего тона и, наоборот, более выдвинутые части, и без того уже представляющие из себя блики,- меньшим слоем светлой краски. Таким образом поверхность лицевого пространства более или менее сравнивается. Необходимо помнить главный принцип грима: все светлые тона расширяют и выдвигают, все темные - суживают и углубляют. Резкой разницы между светлыми и темными пятнами надо избегать, из публики это может быть заметно. Общим тоном злоупотреблять не еле-дует; накладывать его надо в умеренном количестве и, сглаживая пальцами, сводить на-нет (все движения пальцев по лицудолжны итти от центра).

Все сказанное о лицевом пространстве безусловно относится и к шее.

Среди неопытных артисток провинции распространен способ белить лицо жидкими белилами. Жидкие белила употребляются исключительно для рук (свинцовые белила в жидком виде быстро окисляются и сильно раздражают кожу).

Грим глаз (подводка). Грим глаз представляет не мало затруднений для человека неопытного. Но стоит только изучить форму своего глаза, знать известные правила употребления разных тонов в известных случаях, и загримировать глаз будет делом нескольких минут.

Начнем с того, в чем чаще всего многие заблуждаются: подводят глаза черной краской; это допустимо в очень редких, частных случаях; в большинстве же случаев глаза подводятся различными тонами специальной (не серо-синей Лейхнера) с и-ней краски и, в редких случаях, коричне-в о и.

Рекомендуется иметь два тона синей краски, специально употребляемой только для оттенения (углубления) и главным образом для подводки глаз. Краску можно иметь в жидком виде и в карандашах; разницы нет никакой (карандаши тоже можно выдавливать на палитру для пользования кисточкой). В лейхнеровских красках есть и те и другие. Один из карандашей темно-синий, употребляемый при подводке вместо черного; он обладает одновремен но некоторой яркостью и мягкостью тона, и другой-голубовато-синий (светлый), употребляемый для глазных впадин и для подводки глаз (блондин).

Подводка глаза находится в полной зависимости от света ваших волос. Чем светлее ваши волосы, тем нежнее подводка и светлее ее цвет. Для брюнетов и темных шатенов предлагается темно-синяя; для блондинов и светлых шатенов светло-синяя (голубая). При подводке эти краски смешиваются одна с другой, к темно-синей для большей темности прибавляют черную и др. Для краткости будем называть темно-синюю - синей № 1, а светло-синюю - синей № 2. Как подводить глаза. Прежде чем начинать подводку глаза, нужно еще оттенить глазную впадину; дать ему известную глубину (темность), если, конечно, нет таковой от природы. Оттеняется вся глазная впадина одной из синих красок, причем нужно различать степень природной глубины глаза: чем глаз глубже поставлен, тем меньше его нужно оттенять, потому что глубина сама создает тень и" наоборот, чем больше выдвинуты глаза (пучеглазие), тем больше их нужно зтгемнять (удалять).

Если глаз мал или имеет неправильную форму, то его иногда можно увеличить или исправить.

Чаще всего недостаток глаза бывает в приподнятости внешнего угла его. Пунктиром отмечаем настоящее неправильное место линии нижних ресниц, причем образуется треугольник АВС. Этот треугольник вырисовывают краской под тон белка, желая исправить глаз. Таким образом глаз одновременно исправляется и увеличивается. Тон белка составляется из синей № 1 и белой краски; подводка уже рисуется под этим треугольником. Если же глаз вообще мал, то вся линия подводки нижних ресниц может быть на некоторым расстоянии от места ресниц собственных (не больше, как на толщину спички).

Подводят глаза таким образом: кистью намечают на обоих глазах определенные линии ресниц (рис. 32), все время сличая глаза, чтобы по величине они были одинаковыми, и затем стушевывают кистью и пальцами на-нет, причем тень под глазами не должна быть особенно широкой, так как это не что иное, как тень, падающая от нарисованных ресниц.

Практический совет, как скорее и ровнее рисовать эту тень, таков: обозначив определенную линию ресниц кистью, проводят от нее три, пять или больше лучей

(рис. 32) и мизинцем, слегка касаясь, проводят по направлению стрелок на рисунке взад и вперед; таким образом тень сглаживается, остается ее только тем же пальцем свести на-нет, сравняв край с общим тоном.

Верхняя ресница рисуется по линии природных ресниц или, еще лучше, немного отступя, если это позволяет форма глаза.

Некоторые имеют глаза, верхнее веко которых после нарисовки на них линии ресниц уходит в глаз так глубоко, что отпечатывает на глазной впадине свеже нарисованную краску. Избежать этого можно таким способом: опущенное и уже с нарисованными ресницами веко не подымать, не запудрив верхней части глазной впадины, тогда оно не пачкает глаза.

Иногда бывает нужно сделать черные или карие глаза синими, есть и для этого способ, который, к сожалению, не всегда достигает полного результата; удача зависит от цвета глаз гримирующегося: чем они светлее, тем успешнее удаются синие глаза. Вся подводка ведется в синих тонах - без примеси каких-либо красок, причем темно-синей краской ставятся по середине глаза одна против другой две небольшие точки на верхнем и нижнем веке. Иногда грим этот вполне удается, и глаза кажутся совсем синими, разумеется, только издали.

Большие черные ресницы делаются так: черный карандаш нагревают на свечке и, пока он еще расплавлен, касаются им верхних ресниц. Краска застывает и образует тяжелые, густые черные ресницы. Этот способ рекомендуется, однако, лишь в исключительных случаях. К наклейке готовых ресниц следует прибегать осторожно. Это требует большого навыка и осмотрительности.

Следует еще испробовать подводку глаз графитом (черным графитом или так называемым соусом, который употребляется в рисовании и ретушовке; покупают его куском, оттачивают и подводят так же, как и краской). Получается очень приятная, нежная, едва заметная тень. То же самое можно сделать синим канцелярским карандашом (обыкновенный двойной карандаш - красный и синий), красный отрезается совсем, а синий режется пополам, тупо и кругло затачивается и может также служить для подводки глаз; он хорош тем, что имеет зеленоватый оттенок и делает глаз оригинальным. Нужно только, чтобы этот карандаш был достаточно жирным, не царапал кожу. Вообще гримировальных карандашей для подводки глаз в продаже масса, так как они употребляются и в жизни. Подобные же карандаши коричневого тона не имеет смысла покупать, так как все тона этой краски от более светлого до черно-коричневого легко -составить из имеющихся в коробке.

Еще остается сказать о так называемом слезнике, который обычно вырисовывается как признак здоровья. Слезник у здорового человека всегда красный. Рисуется он в виде ярко красной точки или красной краской, или губной помадой, а иногда составленной из двух последних красок, немного отступя к носу от природного слезника. Большинство опытных гримеров отрицают необходимость вырисов-ки слезника, указывая, что это превращает лицо актера в безжизненную маску-куклу.

Предупреждаем, однако, что красная краска-сурик (окись ртути) - краска едкая и, попадая- в глаз, производит раздражение; глаз начинает чесаться и слезиться.

Бровь придает выражение глазу и находится в полной связи с ним, и потому к гриму глаза причисляется и грим бровей. Брови всегда рисуются краской, соответствующей всей растительности, - от светлой до черно-коричневой. Брови подводятся очень легко так, чтобы к обоим концам сводились бы на-нет, а не заканчивались бы определенной линией. Бровь только в центре обладает некоторой густотой, по краям же волосы сильно редеют и постепенно исчезают. Цвет бровей тем сильнее, чем темнее волосы и наоборот, но так как брови светлого блондина, нарисованные соответствующей краской, будут со сцены незаметны, то их усиливают красной краской, которая придает бровям известную яркость, и в то же время не выдает разницу.

Если брови артиста по своему положению или рисунку неправильны, то их частью или целиком замазывают совсем и рисуют новые; это значительно труднее, чем выри-совка собственных бровей и требует навыка. Необходимо, однако, помнить, что природные брови имеют первенствующее значение в выражении глаза и удаление их в гриме нежелательно.

Глаз есть один из показателей настроения данного типа. Если вы закроете лоб и нижнюю часть лица, то только по выражению глаз можно узнать, плачет человек или смеется.

Лицо радостное характеризуется высоко поднятыми, изогнутыми бровями и широко раскрытыми глазами.

Горе заставляет весь глаз с бровью принимать иное, поникшее положение: внешние концы бровей опущены.

Брови серьезные, вдумчивые слегка сдвинуты над глазами. Брови строгие - сильно сдвинуты и переходят в черту на переносье (морщины). Брови хитрого человека - одна выше другой, как при подмигивании.

Чем серьезнее брови, тем они больше, толще, ниже и прямее и, наоборот, - чем легкомысленнее и глупее лицо, тем брови меньше, тоньше, выше, изогнутее.

Лицо без бровей встречается редко и производит впечатление глупости. Брови рыжие рисуются красной краской, вместе с коричневой.

Нос. Что касается носа, то очень трудно сделать какие-либо общие указания, так как форма и величина его слишком разнообразны. Грим носа молодого лица (красивого) очень слабый; если недостатки сильно выделяются, то тогда только прибегают к оттенкам и даже налепкам, хотя последние в молодом гриме требуют большой тщательности и известного навыка. Для большей рельефности лица, прямую линию носа (от переносья до промежутка между ноздрями) высвечивают отнюдь не белой краской, а общим тоном (Лейхнер №№ 1-2, 3), смотря по общему тону, наложенному на лицо; если это недостаточно, если величина и форма носа требуют большего, то с боков его оттеняют теневой краской, это же самое можно сделать и румянами.

Если нос курносый, но настолько, что можно обойтись без надлепки, то прямая линия носа заходит за кончик носа -и продолжается по срезанной части носа вплоть да губы и здесь также оттеняется краской.

Если конец носа свешивается вниз, то кончик слегка затушевывается теневой краской или румянами.

Так как гримом усиливаются ;все части лица, то ноздри не мешает также оттенять румянами или губной помадой; *"то придает им мягкую глубину.

Лепной нос из мастики в молодом гриме имеет небольшое применение (см. рецепты). О способе и практических советах при лепном носе поговорим подробнее в отделе характерного грима, где лепка имеет обширное применение.

Лепной нос. Способ этот в особенности рекомендуется играющими молодые роли, обладающим некрасивым маленьким носом. Исправить этот недостаток можно налепкою, этот способ сохраняет у гримирующего много времени; артист, который сделал себе нужную часть носа, раз навсегда избавляется от ежедневного надоедливого труда. Однако способ этот не легкий и заключается в следующем.

Прежде всего нужно снять гипсовую форму со своего носа. Это делается так. В ноздри вставляются две стеклянные трубки или, еще лучше, два стеклянных мундштука. Затем берется разведенный чистый, белый, лучшего качества гипс (до сметанообразной смеси) и наливается ложкой на смазанный вазелином нос до тех пор, пока не покроется вся его поверхность. Гипс скоро затвердеет-через 3-5 минут; когда затвердевшая масса начнет делаться твердой, ее нужно аккуратно снять. Форма носа готова. Форма смазывается внутри составом из смеси керосина со стеарином, первого берется больше, и вновь заполняется гипсовой массой.

Вынутый благополучно слепок дает точную копию носа, на который можно сделать постоянный лепной нос, пользуясь соответствующим рецептом.

Во всяком большом аптекарском магазине можно купить белую гутаперчевую пломбу для зубов, которая продается в длинных палочках. В обыкновенном виде она твердая, но стоит ее опустить в горячую воду, как она становится мягче воска. Вот из нее-то должно вылепить наклейку на отлитую гипсовую модел, выравнять, подчистить, соображаясь, какой нос нужен. Пломба застынет, и фальшивый нос готов.

Перед тем как накладывать пломбу на модель, под-кладывают вату или марлю, чтобы изнутри можно было нос подклеить лаком, это нужно только для тех, у кого на лице много жировых выделений. В большинстве же случаев нос из пломбы, немного подогретый с внутренней стороны, прекрасно прилипает. Искусственный нос закрашивается тем же тоном, как и вся поверхность лица, или замазкой для бровей и потом уже снова накладывается общий тон.

Рот одна из самых важных подвижных частей чица и от него в не малой степени зависит красота всего облика. Грим рта требует большой чистоты и тщательности в обрисовке его формы, которая зависит, с одной стороны, от мышц, с другой - от устройства челюстей и зубов.

Для молодого женского грима рот представляет не мало препятствий, так как он свободен от наклеек, тогда как недостатки в губах мужчины могут сглаживаться наклейками усов и бороды. Так, например, слегка нависшие усы скрывают неправильность формы и величину верхней губы.

Красивый рот, наоборот, нужно по возможности оставлять без наклеек или во всяком случае не закрывать его.

Правильный рот встречается очень редко, так что мелкими недостатками, которые будут скрыты расстоянием, смело можно пренебречь. Чаще всего неправильна нижняя губа и исправить ее не так легко.

В таких случаях нужно на губе обрисовать правильную губу и остаток замазать общим тоном лица. Рисовать рот нужно тонкой кистью, причем лучше иметь их две: для губной помады и для общего тона. При этом линии должны быть тонкие и определенные. Редко приходится то же самое делать и с верхней губой; там чаще приходится вырисовывать хоботочек (сосочек посреди верхней губы), от правильности которого также зависит красота рта. Несоразмерная ширина рта крайне неприятна в лице. Тщательным гримом углов рта можно сгладить и этот недостаток.

Для того чтобы нарисованные линии рта не сливались с общим тоном, правильный рот окаймляется резкой чертой губной помады, а если и этого мало, то такой же параллельной чертой общего тона, которая, если запудрить и зарумянить, не будет заметна на растоянии. Чем бледнее лицо, тем бледнее цвет губ.

Хорошо накрашенные губы следует протереть паль-цем; от этого они приобретают бархатный оттенок.

Увеличить рот молодого красивого лица не приходится, так как его малая величина есть свойство красоты. Обычно нормальный рот в 1% раза более глаза.

Как было уже сказано, рот есть один из выразителей характеристики лица. Нужно помнить, что и молодое красивое лицо имеет свой определенный характер. Ему можно придать всевозможные оттенки, смотря по характеру роли, но об этом подробно поговорим в характерном гриме.

Пудрение в молодом гриме на первый взгляд может показаться чуть ли не самым простым делом. На самом же деле это не так просто, уже потому, что существует с