Все о творчестве и бизнесе гримеров!

Rambler's Top100
  • Партнеры:

Прически. Из книги Ю.Писаренко 'Хрестоматия актера. Мимика. Грим. Движение. Речь'. Теакинопечать, 1930

ЖЕНСКИЕ ПРИЧЕСКИ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ

Египтянки в эпоху Старого царства носили волосы свободно распущенными по плечам и спине, причем перехватывали их на лбу лентой или обручем. В Новом царстве вошло в обыкновение носить черные парики, расчесанные гребнем из слоновой кости. Парики то заплетались в косички, то в трубчатые (спиральные) или кольчатые (круглые) локоны, симметрично расположенные вокруг головы. Невольницы, танцовщицы и музыкантши часто изображались с волосами, закрученными в отдельные тонкие пряди (часть волос иногда бывала сбрита). При Птолемеях среди египтянок были распространены греческие прически. Помимо всевозможных повязок, обручей и диадем египтянки украшали свои волосы как натуральными, так и искусственными цветами (рис. 74).

Ефиопки, подобно египтянкам, распускали волосы по плечам, прикрывая их покрывалами, диадемами.

Еврейки завивали свои прекрасные черные волосы в локоны и распускали на спину и плечи или же заплетали их в косы, украшая жемчужными нитями, лентами и кораллами. Косы свободно ниспадали вниз или же укладывались наподобие диадемы вокруг темени.

Обитательницы Сирии, Финикии и Халдеи носили преимущественно волосы, свободно распущенные по плечам и спине.

Ассириянки, вавилонянки, мидянки и персиянки, вероятно, причесывались наподобие мужчин,-точных сведений о них не имеется, ибо искусство этих народов не уделяло внимания женщине.

Малоазиатки-фригиянки и лидиянки-собирали волосы в завитой узел на макушке, украшали их повязками, а иногда закрывали сетками. Девушки свободно распускали волосы, перехватывая их любой повязкой. Простолюдинки скрывали волосы под покрывалами. У амазонок волосы прикрывались фригийской шапкой и были видимы только на лбу и висках.

Гречанки изобрели множество причесок, уделяя им много времени в своих гинекеях. "Пышноволосые" женщины времен Гомера завивали отдельные пряди волос в спиральные локоны и располагали их симметрично вокруг головы (микенский шип). Позже стремление маскировать истинную величину лба привело гречанок к изобретению сложных причесок, при которых обыкновенно вся масса волос делилась прямым пробором и зачесывалась через лоб, виски и уши назад, где все собиралось в узел. Для скрепления и украшения волос гречанки употребляли всевозможные повязки, пряжки, диадемы, сетки, шпильки, булавки и венки, которые и придавали прическам необыкновенное разнообразие. Существовало обыкновение заплетать волосы в плотные косы, укрепляемые на голове с помощью тех же приспособлений. Иногда спереди волосы заплетали в мелкие локоны (круглые или спиральные), а сзади делали узел из кос. При диадеме обыкновенно волосы делили пробором и волнисто завивали, отводя волосы назад и укрепляя их в узел на макушке. Дорийские женщины меньше заботились о прическах, чем ионянки. Лакедемонянки просто повязывали волосы лентой, на висках взбивали их кверху, а остальные зачесывали гладко. В последнее столетие до нашей эры в моде было коротко подстригать волосы и завивать их вокруг всей головы в мелкие локоны. Украшением такой прически служили венки из лавра или роз. На улице носилось обычно покрывало. От египтянок гречанки переняли моду носить парики. Особенной любовью пользовались в Греции белокурые волосы.

Этруриянки распускали волосы пышными локонами по плечам или же заплетали их в толстые косы, просто ниспадавшие на грудь и спину, часть волос обыкновенно была скрыта под головным убором или повязкой.

Римлянки проявляли еще большую изощренность в изобретении причесок, чем гречанки. Почти каждое из дошедших до нас изображений римских женщин отмечено своеобразной прической. Римлянки древнейшей эпохи гладка расчесывали волосы, распуская их затем на спину или завязывая в греческий узел^Нй затылке. Со времен императоров римлянки придавали прическам самые причудливые, чуть ли не через день менявшиеся формы (рис. 74). Волосы то располагались длинными завитками вокруг головы, то-завивались сплошь в густую массу, то завивалась только часть волос, причем она взбивалась наподобие хохла, другая же часть заплеталась в косы, которые или ровно укладывались на голове, или параллельно назад и там связывались вместе, или, наконец, располагались на затылке в форме спирали. Были и такие прически, при которых вся масса волос заплеталась в мелкие косички, отводившиеся со лба и висков назад и укреплявшиеся в самых прихотливых фор-мах на затылке. Иногда волосы покрывались волосяной, серебряной или золотой сеткой. На ночь обыкновенно голову повязывали платком или надевали чепец, чтобы не растрепать прически. Когда нехватало собственных волос, то прибегали к помощи накладок. С тех пор как римлянки стали находить, что их черные грубые волосы придают суровость их лицам, они всеми силами старались обмануть природу, то окрашивая свои волосы в светлые тона с помощью гальского мыла, то заменяя их белокурыми париками. Светлые волосы в изобилии доставлялись из Германии. Тем не менее только куртизанки могли носить белокурые, рыжие или голубые волосы; "приличные женщины> должны были иметь, черные. Вот почему и Мессалина, покидая на ночь дворец, вынуждена была менять чёрный парик на светло-рыжий.

Обитательницы Скифии, Парфии и Сарматии распускали волосы свободно вокруг головы или заплетали в косы.

Индуски носили волосы завитыми в длинные и толстые косы. Девушки зачесывали волосы с висков кверху и завязывали их в узел, свисающий на середину лба. У баядерок волосы ниспадали на спину и плечи длинными локонами.

Китаянки заплетали свои черные жесткие волосы в одну косу, ниспадающую на спину, или зачесывали их кверху завязывая на макушке в пышный узел.

Японки оставляли расти небольшой пучок волос на лбу, а остальные волосы делили на две боковые пряди и на обширный шиньон, переплетенные с накладными волосами, которые прикреплялись черепаховым гребнем, косоплетками и булавками с коралловыми головками.

СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Народы времен великого переселения - жены гуннов, аваров, алланов, готов, лангобардов и др. кочевых племек- носили или свободно распущенные волосы с лобной повязкой, или заплетали в толстые длинные косы, более или/ менее украшенные и просто ниспадающие на пшечи или грудь.

Британки замужние плотно укутывали голову покрывалом, скрывая прическу; девушки распускали волосы свободно по плечам с лобной повязкой или тоже заплетали их в косы. Шотландки вместо кос закручивали волосы жгутами, прикрывая голову обручами, диадемами и повязками. Англо-саксонки причесывались, как британки. На Скандинавском полуострове знатные дамы заплетали волосы в косы, перевивая их цветными, иногда золотыми шнурами; самые косы располагались так, что образовывали на макушке конусообразное возвышение. Девушки носили распущенные волосы. Нормандки или свободно распускали свои волосы, или заплетали в две или большее число кос.

Византиянки, кроме древне-греческих причесок, при которых волосы зачесывались назад и связывались в узел, изобрели следующие оригинальные уборы: 1) волосы, разделенные прямым пробором, заплетались на висках в две косы и перевязывались жемчужными нитями и лентами, голова покрывалась чепцом из лент или металлическим обручем; затем косы отводились мимо ушей на затылок, сТттуда поднимались на макушку или на лоб и здесь укреплялись; 2) волосы, обмотанные вместе с обручем пестрыми лентами, двумя жгутами (валиками) обрамляли лоб и щеки. Византиянки, подобно гречанкам и римлянкам, носили парики, красили волосы, украшались венками и гримировались.

Аравитянки с древнейших времен носили волосы распущенными по плечам и спине или заплетенными в толстую косу. Косу украшали шелковыми шнурами, металлическими бляхами, погремушками и красными кораллами.

Турчанки дома носили распущенные волосы, а чтобы они не спадали на лицо, перевязывали их лентой. На улице появлялись большею частью с заплетенными косами, собранными под шапочкой и ниспадающими на спину. Украшали волосы, как и в наше время, жемчужными нитями, золотыми подвесками и монетами.

Германские и талльские женщины издавна носили свои светло-кудрые волосы: 1) свободно распуская их по плечам, 2) разделяя их прямым пробором на две пряди, которые на затылке скреплялись лентой или шпилькой и затем ниспадали на спину наподобие гривы.

Желание обладать рыжими волосами заставляло их мыть волосы смесью козьего жира с ясеневой золой. Вместо пудры они употребляли буковый пепел. В период галло-рим-ских войн женщины стали заплетать косы, ниспадающие на грудь, обрамляя лица. Григорий Назианчик упрекал западных женщин за то, что они душатся и украшают косы драгоценностями, жемчугом и металлическими цепочками. Жрицы носили распущенные волосы. У франков на длинные волосы имели право только женщины благородного происхождения. При Меровингах простолюдинки распускали свои короткие волосы вокруг головы. Женщины же благородного происхождения завязывали их в узел на макушке. Со средины IX века вошло в обычай завивать волосы в локоны. Придворный бытописатель времен Карла Великого, описывая прическу королевы Лиутгарды и дочерей короля, говорит, что волосы их были завиты, ондулированы на висках и скреплены золотыми обручами.

В X веке замужние женщины волосы завязывали в узел и прикрывали платком, девушки свободно распускали по плечам и спине.

В XI веке женщины заплетали волосы в две длинные косы, ниспадавшие через грудь до самых колен, оставляя уши неприкрытыми; каждая коса состояла из двух прядей-жгутов, соединенных вместе шелковыми или парчевыми лентами. Сверху накидывался платок или надевалась диадема, иногда втыкался гребень из тонкого серебра (таблица II, 35). К концу века моды на косы и гребни прошла.

В XII веке ее заменила мода на шиньон, обыкновенно скрытый под платками с обручами и диадемами. Девушки украшали голову венками.

ЖЕНЩИНЫ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ

В XIII веке по всей Европе распространилась мода заключать волосы в сетки --и вышивные мешки, которые иногда обрамляли лицо с двух сторон наподобие бандо.

Иногда волосы делились прямым пробором и заплетались в косы, укладывавшиеся на макушки вроде диадемы. Кроме того, существовала мода свободно распускать волосы на спину или разделять их на пряди, обвитые лентами и золотыми нитями (особенно в Италии, Испании и Англии); при этом волосы скреплялись лобной повязкой или обручем. Девушки при распущенных волосах любили украшать себя венками из живых цветов. Женщины пожилые собирали волосы сзади в шиньон, прикрывая его мешком, чепцом или покрывалом. В начале XIV века распущенные волосы носились только девушками (таблица II, 31). Женщины заплетали их в косы, которые то укладывались вокруг головы наподобие венка, то закручивались спиралью вдоль щек.

В конце XIV века и в начале XV женщины старательно прятали волосы под громоздкие головные уборы (чепцы, рога, эскофионы и т. д.), выставляя напоказ лишь серпообразный клок волос над лбом, как бы для обозначения цвета своих волос. При дворе Изабеллы Баварской стали совершенно скрывать волосы, выставляя напоказ величину лба. Позже мода на большой лоб дошла до того, что многие модницы сбривали или выщипывали брови и часть волос над лбом, а иногда так туго Оттягивали волосы назад, что причиняли себе нестерпимую головную боль. Широко распространился обычай красить волосы в темные и, особенно модные, светлые цвета, только не в рыжие, которые считались позорными. В большом спросе были накладные волосы. Повсеместно вошла в употребление рисовая пудра.

Во вторую половину XV века, с легкой руки итальянок, возродились античные прически, своеобразно измененные и дополненные. Женщины всей Европы щеголяли замысловато расположенными косами, локонами и прядями, почти совершенно оставив безобразные уборы в форме рогов, сахарных голов и митр. Особенно славились своими живописными прическами флорентинки: волосы, низко зачесанные на лоб (по-античному), и на щеки-локоны; косы, ниспадавшие на плечи; волосы, зачесанные и связанные на макушке головы или распущенные,- мода все разрешала, но врожденный вкус флорентинки не допускал злоупотреблять этой свободой. Ботичелли, Рафаэль, Леонардо да-Винчи и др. художники запечатлели множество самых разнообразных и безукоризненно изящных причесок (таблица II, 26, 27, 28, 29, 30, 39, 40, 46 -и 49 и рис. 74). Когда для сооружения прически нехватало собственных волос, дамы прибегали к помощи париков цли накладок, которые укреплялись проволокой, сетками, шапочками, платками и т. п. украшениями.

XVI ВЕК

В начале века продолжали царить итальянские моды. Высокие головные уборы почти не встречались, за исключением Германии, занятой реформацией. Девушки и девочки носили волосы распущенными по плечам. Мода на громадный лоб исчезла. Обыкновенно всю массу волос делили прямым пробором и зачесывали волосы через лоб и виски, часто скрывая уши, на затылок, где они прятались в сетку или чепец.

В двадцатых годах этого столетия волосы принято было, разделив пробором, заплетать в* косички, которые отводили с висков на затылок и укрепляли сеткой или повязкой. Иногда часть волос зачесывалась гладко на затылок и заплеталась в косу или закручивалась с помощью платка в жгут, тогда как с висков и со лба ниспадали волнисто завитые пряди локонов.

Диана де-Пуатье распространила по всей Европе моду убирать волосы, зачесывая их гладко назад и перевязывая на лбу жемчужной нитью или лентой с драгоценными камнями, которую называли (знаменитый портрет кисти Леонарда да-Винчи.

В 1530 г. Элеонора Кастильская завезла во Францию убор, при котором волосы зачесывали просто назад и покрывали испанским током. Эта мода продержалась более 50 лет. С этой поры знатные дамы стали носить полумаски из черного бархата. Сетки и низкие прически начали выходить из употребления по мере роста брыжжей, а несколько позже - кружевных воротников. Во вторую половину XVI века непомерно высокие воротники заставили женщин зачесывать волосы кверху и, по моде Марии Стюарт, прикрывать их сверху чепцом. Особой любовью пользовались прически с выпуклыми валиками вокруг лба, которые иногда воздвигались в несколько рядов (таблица II, 43). В последнюю четверть века прически приняли высокую конусообразную форму, которую приходилось скреплять проволочными каркасами, чтобы она не распалась (таблица II, 41).

Названия причесок указывали на их форму. Конечно, при столь сложных сооружениях нехваталю своих волос, и мода на парики привилась еще прочнее, чем в конце XV и начале XVI веков. Летом дамы причесывались проще, нося на голове своеобразный убор, выдвигавшийся острием на лоб и спускавшийся сзади ниже плеч.

XVII и XVIII ВЕКА

В начале XVII века носились вышеописанные прически конца XVI. Когда же мужчины стали носить парики, женщины, наоборот, оставили эту моду. Около 1630 г. появилась новая низкая прическа, которая состояла в том, что часть волос надо лбом коротко и ровно подрезалась и зачесывалась на лоб или завивалась в маленькие спиральные локончики - тирбушоны, тогда как вся остальная масса волос, за исключением височных прядей, зачесывалась гладко на затылок и образовывала здесь шиньон или заплеталась в косы, которые укладывались в узел спиральной формы, а височные пряди свободно ниспадали по сторонам лица вниз наподобие "колбы" или завивались в трубочные локоны (таблица 11, 36). Перья, жемчужные нити,. банты и вуали служили дополнением этой "живописной" прически, продержавшейся с разными вариациями вплоть до средины царствования Людовика XIV.

В 1660 году у любовницы короля, герцогини Фонтанж, на охоте ветер растрепал прическу, и она перевязала волосы кружевной оборкой на макушке в пучок. На другой день весь модный Париж знал об этом происшествии, и тотчас же была изображена новая прическа.

"Фонтанж", писал Сен-Симон, "представляла целое сооружение (из проволок, лент, буклей и всевозможных наколок) в два фута высоты, благодаря чему лицо дамы казалось помещенным посреди всей фигуры. Стоило шевельнуться, как постройка начинала колебаться и угрожать падением". Вот почему первоначальная высокая "фон-танж" стала упрощаться и получила название "удобной"

("соттойе"). "Фонтанж" теперь делалась из куска накрахмаленного полотна, которое кроили наподобие труб

органа и по желанию украшали бантами из лент, перьями и камнями (таблица II, 32). Различия в манере укреплять "фонтанж" и располагать букли давали повод к изобретению самых причудливых названий: "герцогиня", "отшельник", "капуста", "воротник", "мушкетер", "палисадник",, "улыбка" и т. д. Через десять лет после своего появления "фонтанж" опять приняла такой утрированный вид, что в 1699 г. Людовик XIV добился, хотя и не без труда, отмены этой прически при дворе; но в обществе продолжали ее носить до 1712 г.

Хотя "фонтанж" и вышла из моды к 1712 г., тем не менее мелкая буржуазия продолжала носить ее до сороковых годов. При дворе и в обществе после падения "фонтанж" до самой смерти Людовика XIV (1715 г.) носили низкую простую прическу. В эпоху Регентства снова пробудилось стремление к вычурным прическам, но о прежней утрировке не могло быть и речи: дамы коротко стригли волосы, завивая их вокруг головы. После брака'"Людовика XV с Марией Лещинской (1725 г.) воцарилась польская мода при новой прическе - волосы гладко зачесывались назад и скреплялись на затылке. При утреннем туалете волосы граспускались маленькими локонами на лоб и виски и двумя длинными змеевидными локонами на плечи и грудь С 30-х годов дамы вновь взялись за пудру, которой они обильно посыпали низкие, большей частью гладкие прически с плоскими уборами из кружев, цветов и лент (пережиток "фонтанж").

В последующие годы прически начали расти в вышину: волосы, зачесываясь со лба и висков кверху, завивались сзади в широкие букли, свешивавшиеся вниз, потом вновь поднимавшиеся на затылок и здесь закалывались.

Шиньон такого рода часто украшался лентами, камнями и жемчужными нитями.

По сторонам лица любили распускать по нескольку локонов.

Во вторую половину века продолжали носить ту же высокую пудренную прическу, видоизменяя ее на всевозможные лады. Около 60-х годов прически приняли уже настолько большие размеры, что явилась потребность в париках (т. II-44). С 1764 года распространился обычай давать прическам самые курьезные наименования: событиями придворной и общественной жизни, литературы, живописи и театра. Парикмахер стал насущной потребностью дамского обихода. Существовала целая академия, учрежденная парикмахером Людовика XV - Легро. Его соперник Леонар, состоящий на службе у дофина и Марии Антуанетты, изобрел в 1770 г. новый убор, при котором высоко взбитые волосы украшались газом и лоскутками. На прическишло иногда до 14 футов газа. Все это загромождалось кружевами, гирляндами из роз, булавками и страусовыми перьями. Каждое событие дня давало повод к изобретению новых причесок.

В 1772 г. появилась прическа достигавшая 72 дюймов высоты и разделялась на несколько поясов или зон, из коих каждый был убран и украшен различно. Главную особенность этой прически представляли три больших пера на левой стороне головы, в розовом банте с большим рубином. В 1774 г. носились прически: 1) прическа, отличавшаяся от предыдущей тем, что перья укреплялись позади, 2), представлявшая искусное сочетание перьев, лент и булавок. На этой прическе водружались бабочки, птицы, амуры, из папье-маше, древесные ветки, фрукты и даже овощи. Герцогиня Шарт явилась однажды в оперу с убором, на котором были воздвигнуты: фигура ее сына на руках кормилицы, попугай, клюющий вишни, и негритенок.

Вступление на престол Людовика XVI (в том же году) было ознаменовано появлением новой прически из волос "цвета королевы", украшенных хлебными колосьями и рогами изобилия.

Уборы были столь высоки, что кареты не могли вмещать кокеток и они вынуждены были сидеть, наклонив голову и высунув ее в окошко экипажа, или даже стоять на коленях в карете. "Пуф" сменился прической, которая состояла 'из сложного сооружения волос - хитро расположенных, завитых в букли, взбитых кверху - и из всевозможных украшений: перьев, лент, газа, гирлянд, жемчужных нитей, блиллиантов и т. д., и т. п. Мария-Антуанетта чуть ли не ежедневно изобретала самые причудливые моды: были прически, представлявшие целые пейзажи (английские сады, гроты и леса!..)-

Морская битва фрегета (в 1778 г.) была отмечена прической того же названия, при которой волосы были взбиты наподобие морских волн и увенчаны моделью фрегата. Высота причесок застивали директора оперы в том году запретить модницам вход в партер.

В 1780 г. Мария Антуанетта, лишившись волос вследствие родов, стала носить прическу - низко зачесанные волосы с плоским шиньоном, оканчивающимся буклей наподобие колбасы. Общество последовало этой моде, но, само собой разумеется, многие продолжали носить высокие прически. Изобретение аэростата даже породило еще новый вид высокой прически. Актрисы Конти и Рокур ввели в моду множество других высоких причесок. Все-таки с 1783 г. опрощение стало заметнее. В конце царствования Людовика XVI воцарились английские низкие прически. В 1786 г. носили плоскую прическу с легкой завивкой надо лбом или невысоким зачесом - ежом, щеткой; сзади волосы собирали в шиньон, иногда заплетая в косу или распуская на спину длинными локонами.

Новая мода появляться всюду с головным убором была косвенной причиной того, что на прически теперь не обращалось прежнего внимания: увлечение всевозможными шляпами, чепцами и тюрбанами сменило увлечение прической. Мало-по-малу и пудра стала выходить из употребления. В эпоху Революции носились уже напудренные волосы, зачесанные по прежним модам с боковыми буклями с длинным мешкообразным шиньоном и с "ежом" или "щеткой" надо

лбом.

От мужчин дамы переняли прическу, при которой волосы плотными, длинными завитками ниспадали на щеки.

В эпоху Директории появилась прическа или с короткими волосами на затылке, как у осужденных на смерть. Многие щеголихи носили прическу, причем волосы взбивались в беспорядочную кучу, небрежно облегавшую всю голову. С 1795 г. ношение париков стало вновь общим явлением, модницы считали необходимым иметь по нескольку разноцветных париков: в течение одного дня они появлялись, то в белокуром (утром), то в каштановом (днем), то в черном (вечером), то в рыжем. Существовали даже разноцветные парики... В эпоху консульства (с 1799 г. по 1802 г.) парики вновь вышли из моды. Теперь дамы увлекались греческими прическами с узлом, обручами и сетками; при этом должно заметить: они не ограничивались простой копировкой античных уборов, но изменяли их сообразно своему вкусу. Обычный тип такой прически состоял в том, что завитые спереди волосы начесывались на лоб до самых бровей, а сзади завязывались в узел, скрепленный гребнями и шпильками, боковые же многочисленными тирбушонами ниспадали вдоль щек.

XIX ВЕК

Во время империи (с 1804 г.) продолжали еще носить "греческие прически"; волосы спереди и с боков завивались в локоны, плотно облегавшие голову, сзади зачесывались в прошнурованный шиньон, а на макушке водружалось перо. Около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны {таблица II, 48). Эта мода продержалась до конца царствования Наполеона I, вместе с пирамидальной прической, изобретенной парикмахером-литератором Палатом (1810 г.).

Носились и другие, и даже "египетская". Всевозможные локоны назывались теперь: "моральными", чепцами и сетками (таблица II, 34). С 1810-11 г. девушки при бальном костюме завивали волосы на лбу в мелкие локоны, а сзади собирали их в узел.

Около 1812 г. волосы стали делить пробором, причем у висков они завивались в локоны, сзади же заплетались в косы, которые располагались на макушке узлом, при помощи гребней.

С 1813 г. вошла в моду прическа когда волосы зачесывались гладко кверху и на макушке связывались в пучок. Узкая шелковая л^нта облегчала голову и завязывалась на лбу; на висках свешивалось по одному завитку или по два (ассгосЬе соеиг).

С конца двадцатых годов повсеместно распространилась изящная прическа, при которой волосы делились прямым пробором и зачесывались со всех сторон на макушке, где сооружался высокий пуф, украшенный локонами, дрогоцен-ностями и гребнями; височные пряди волос завивались при этом в пышные локоны. Эта живописная прическа носилась на протяжении тридцатых, сороковых (таблица II, 47) и пя-

тидесятых годов, претерпевая легкие изменения; иногда вместо пуфа делались косы, которые укладывались узлом, иногда прическа делилась двумя проборами (таблица II, 47)

и т. п.

С пятидесятых годов носились также волосы, разделенные пробором и спускающиеся до шеи вдоль щек, а на затылке прикрепленные в узел (таблица II, 45). Модницы, гладко зачесав волосы, оставляли у висков небольшую, короткую прядь, которую завивали кольцом. Волосы на затылке принято было заключать в сетку или собирать пуфом. Вообще вся масса волос покоилась на затылке; гребни почти не употреблялись.

С 70 годов ондулирование волос становится основным характером причесок. Волосы," разделенные пробором, зачесывались назад, завитые на лбу и висках; на затылке они спускались наподобие мешка и закрывались сеткой (таблица II, 42) или же заплетались в косы, располагаемые на

разные лады.

С 1865 г. на затылке стали делать шиньон, украшаемый иногда локонами. Модным цветом были белокурые и рыжие волосы.

С 80-х годов появились вновь очень сложные высокие прически, -состоявшие из пуфов, локонов, валиков и кос (таблица II и рис. 36), а с ними и потребность в накладных волосах. Особенно излюбленным украшением причесок были" локоны "а 1а ропеу" - завитая челка (таблица II, 37).

С 1880 г. волосы низко начесывали на лоб, а позади завязывали в узел, который спускался все ниже и ниже.

С 1891 г. локоны уже успели выйти из моды; волосы ондулировались и зачесывались со лба назад, взбитые по бокам головы в пышные бандо. Цветы, драгоценности и ленты попрежнему составляли излюбленное украшение причесок, наравне с изящными гребнями, получившими большое распространение в конце века.

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

С самых отдаленных времен у славянских женщин существовал обычай заплетать волосы в косы; девушки распускали их по спине или груди, замужние женщины, однако, считали и стыдом и грехом выставлять на показ свои волосы.

В XVI и XVII вв. "опростоволосить" женщину, т. е. открыт у нее волосы, значило нанести ей бесчестие. "Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, увидали ее волосы" (Костомаров), а в Новгороде вошло одно время в обычай среди замужних женщин брить свои волосы, но этот обычай не одобрялся церковью. Правило скромности нередко переходило в щегольство, и некоторые женщины, укрывая волосы под волосником (род скуфьи), стягивали их так туго, что едва могли моргать глазами: это казалось им красивым.

Девушки носили на головах повязки или венцы, бывшие всегда без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества.

Волосы заплетались в одну или две косы, падающие на спину; иные вовсе не заплетали себе кос, а носили волосы распущенными по плечам.

В знак печали женщины и девицы остригали себе волосы,

У девочек волосы были всегда острижены, как у мальчиков; девочку можно было узнать только по небольшим пучкам волос на висках.

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ ДРЕВНИЕ НАРОДЫ

Египтяне. С незапамятных времен египтяне холили свои блестящие черные волосы. В эпоху Старого царства они завивали их в локоны или заплетали в короткие косички. С 18-ой династии вошло в обыкновение брить голову начисто, может быть вследствие сыпучих песков, постоянно.

С легкой руки Петра Великого русская женщина разом освободилась от опеки и с увлечением набросилась на "немецкие" моды. Не упираясь, подобно мужчине, она быстро свыклась с новым положением и без труда усвоила всевоз можные западные парики, косметики и мушки, так что в век Екатерины II даже раскольницы облеплялись мушками засорявших волосы. У знатных издавна существовал обычай удалять жидкую от природы растительность на подбородке и заменять ее искусственной бородкой кубической или улиткообразной формы. Иногда ее заплетали наподобие косы. Искусственная борода представляла необходимый аттрибуд фараона. Несколько позже вошли в употребление парики. Они были больших размеров и то заплетались в длинные косы, то завивались в правильно расположенные ряды трубчатых (спиральных) локонов (таблица I, 25). Носили даже по два парика одновременно. У детей оставляли близ уха длинную прядь волос, заплетавшуюся в косу. При наступлении совершеннолетия косу срезали, посвящая богам.

Наследный принц и принцессы тоже носили косы, украшенные драгоценностями (таблица I, 19). Рабы и жрецы всегда появлялись с бритой головой. Жрец бога Пта оставлял на темени косу.

Эфиопы сбривали свои курчавые волосы или же заплетали их в короткие косички, намазывая бараньим жиром, который, заставая, придавал волосам желтый крапчатый вид.

Евреи издревле носили длинные курчавые волосы подобно Авессалому, погибшему, по преданию, благодаря своей шевелюре. Левиты коротко подстригались. Молодежь завивала волосы, если они от природы не были кудрявы.

Позже евреи стали укорачивать волосы. Закон иудейский, однако, предписывал не подрезать волос на висках (пейсы) и на окладистой бороде, представлявшей для еврея святыню: целовать бороду - значило оказывать обладателю ее почтение.

Обитатели Сирии, Финикии и Халдеи преимущественно носили длинные волосы, перевязанные лентой или заплетенные на висках в косы. Некоторые племена носили бороду, иногда без усов. Часто головной убор скрывал растительность.

Ассирияне и вавилоняне зачесывали свои длинные вол-нистые волосы назад, оставляя уши открытыми. Иногда вся масса волос делилась прямым пробором. На спине и плечах волосы образовывали веерообразно расположенный валик из кольцевых (круглых) локонов.

Знатные и цари отращивали длинные прямоугольные бороды и завивали их в трубчатые вертикальные локоны, чередующиеся с симметрично расположенными рядами кольцевых локонов. Иногда трубчатые локоны заменялись косичками, переплетенными с золотыми шнурами, чтобы ярче выделялась чернота волос. Люди незнатного происхождения носили более короткие и проще убранные волосы и бороды. Евнухи и жрецы бороды не носили.

Мидяне и персы носили полудлинные волосы, зачесанные назад и завитые на конце в один ряд локонов (валиком).

Борода была вообще средней величины и только цари отращивали очень длинную бороду, убранную по-ассирийски.

Считалось позорным не иметь волос, в подобном случае пользовались париками и фальшивыми бородами. Персы, старые и молодые, окрашивали волосы и бороды в черный цвет, причем на производство этой операции требовалось целых восемь дней. Сначала волосы окрашивали в рыжевато-красный цвет с помощью растительной краски - генны, растворений в воде; спустя некоторый промежуток времени, когда первая краска подсыхала, волоса красили вторично уже голубоватой краской индиго, после чего волосы при-обретали цвет "воронова крыла".

Этот обычай уцелел до наших дней. Но вообще волосы, как и все тело, окутывались при выходе из дому, вследствие сухого климата, требующего сохранения влаги в теле.

Малоазиатские народы - фригийцы, лидийцы, каппадо-кийцы и др. племена - носили большею частью полу длинные волосы, повязанные на лбу лентой или скрытые под колпаком с лопастями.

Греки считали густые волосы лучшим украшением. Гомер называет греков "многокудрыми". И богов своих греки представляли себе не иначе, как с густыми, длинными кудрями. Особенным почетом пользовались русые волосы,приписываемые поэтами Ахиллесу и Менелаю, а также боги ням Афродите и Деметре.

Во времена Гомера греки носили длинные волнисто завитые волосы, которые симметрично ниспадали широкими прядями на спину, плечи и грудь (так называемый микенский тип). Лицо обрамляла завитая остроконечная борода (таблица I, 10). В период, близкий к персидским войнам, дворяне и особенно спартанцы с юношеских лет отпускали длинные волосы. Взрослые, кроме того, отращивали бороду, удаляя усы. Афиняне также не укорачивали волос, завязывая их надо лбом в узел, который иногда скреплялся лентами или шпилькой. С такой прической изображались Аполлон и Вакх (таблица I, 2). После Персидских войн греки стали коротко стричься. Совсем короткие волосы носились в Спарте мальчиками, а в Афинах юношами. Молодые люди лишь слегка подрезывали волосы, завивая их в кудри.

Только щеголи, вроде Алкивиада, появлялись с длинными волосами, да софисты и циники, пренебрегавшие своей внешностью. Люди средних лет носили густую окладистую бороду в мельких завитках в небольшие усы (рис. 72 и 73).

Чтобы волосы не падали на глаза, их подвязывали ленточкой; греки не любили открытого лба, и потому старательно прикрывали его начесами или кудрями.

Со времен Александра Македонского распространился обычай брить бороду и усы; только свободомыслящие философы да педагоги - отпускали длинные волосы и бороды. Рабы всегда коротко стриглись или совершенно брились. При трауре принято было: первоначально - срезать волосы и бороду, а когда вошли в обычай стрижка и бритье, - наоборот - отпускать их во всю длину. За исключением актеров, мужчины никогда не носили париков. Алкивиад, рано потерявший волосы, и Перикл прикрывали свои головы шлемами, с которыми никогда не расставались.

Этруски в древнейшие времена носили длинные волнистые волосы и такие же бороды; позже начали коротко стричься и бриться.

Римляне издавна носили длинные волосы и окладистые бороды. Только с III столетия до нашей эры появились в Риме цирюльники, пришедшие из Сицилии. С этой поры римляне стали подстригать свои волосы ножницами и завивать их щипцами, а бороды удалять, причем, по обычаю, заимствованному у греков, они торжественно приносили в жертву богам первые волосы детей и бороды юношей. Простой народ не следовал этому обычаю, продолжая носить длинные волосы вплоть до императоров. Во времена Августа отсутствие волос считалось позором, и Цезарь маскировал свою лысину венком, ношение которых вообще было очень распространено в древнем мире. Император Оттон, будучи плешивым, носил парик, .который так искусно облегал голову, что его нельзя было не принять за натуральные волосы.

Каракалла во время своего пребывания на берегах Дуная остриг волосы и стал носить русый парик, чтобы понравиться германцам.

В первом веке до нашей эры снова вошли в моду более длинные волосы. Их тщательно завивали в ряды локонов, натирали благовонными маслами, а щеголи сверх того осыпали золотой пудрой.

Со времен Адриана и в особенности поклонника эллинизма - Аверия возродился обычай отпускать бороду (таблица I, 24) - обычай, продолжавшийся до Константина, после чего бритье вновь стало обычным явлением. Рабам запрещалось носить длинные волосы и бороды.

После IV века нашей эры принято было носить полудлинные или коротко стриженные волосы и окладистую бороду.

В первом веке нашей эры священнослужители коротко подстригались, позже отпускали, как и миряне, полудлинные волосы и бороду; кающиеся брили голову наголо. Христианские учители первого века, подражая апостолу Павлу, сбривали волоса надо лбом, особенно в греческой церкви, которая называла это "тонзурой апостола Павла".

Скифы и парфяне запускали волосы и бороду; парфяне же иногда брили голову;

Индусы в древности носили длинные волосы, заплетенные в широкие косы, и большие бороды, которые окрашивали в голубой, красный, белый и зеленый цвета. Брамины сбривали всю растительность за исключением пучка волос на макушке.

Китайцы первоначально носили полудлинные волосы и окладистую бороду; только с 1644 г. нашей эры стали подбривать голову и заплетать остаток волос в длинные косы.

Японцы пробривали макушку и зачесывали свой шиньон на темя, где его укрепляли трубочками из лакированного картона.

СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гунны, авары и алланы не следили за своими волосами. Мадьяры, хозары, печенеги и другие кочевники точно так же мало заботились о своей шевелюре. Некоторые племена, впрочем, заплетали волосы в косы и отпускали длинные висячие усы.

Готы и лангобарды носили волосы, свободно ниспадающие на спину и плечи, а на лбу ровно подстригали их; бороды носились по преимуществу дл